Навесная валковая жатка ЖВН-6
Навесная валковая жатка ЖВН-6 предназначена для скашивания и укладки в валки хлебной массы зерновых культур при раздельном (двухфазном) способе уборки.Технические характеристики валковых жаток приведены в таблице 9.
Таблица 9. Технические характеристики валковых каток
Показатели | ЖВН-6 | ЖНС-6-12 | ЖШН-6 | ЖРБ-4,2 | ЖРС-4,9А | ЖНУ-4 | ЖВР-10 | ЖВС-6 |
Масса, кг Габариты в рабочем положении, мм: | 1170 | 1350 | 1350 | 1108 | 1215 | 1050 | 2020 | 1370 |
длина | 2930 | 3275 | 3780 | 2800 | 3900 | 2150 | 3800 | |
ширина | 6300 | 6400 | 6500 | 4610 | 6600 | 4450 | 10 400 | 7300 |
высота | 1670 | 2065 | 1533 | 1500 | 1800 | 2300 | 1800 | |
Ширина захвата, м | 6,0 | 6,0 | 6,0 | 4,2 | 4,9 | 4,0 | 10 | 6 |
Высота среза, мм | 120—240 | 100—250 | 120—250 | 50—400 | 100—350 | 50—500 | 100—250 | 100—400 |
Копирование, мм: | ||||||||
в продольном направлении | ±150 | ±150 | ±190 | ±250 | — | — | ±150 | +150 |
в поперечном направлении (справа) | ±170 | ±265 | ±225 | ±170 | — | — | ±250 | |
в поперечном направлении (слева) | ±265 | ±265 | ±295 | ±170 | — | — | ±250 | |
Частота вращения мотовила, об/мин | 22—58 | 22—58 | 22—58 | 25,2; 28,7 31,9; 36,5 41,0; 52,8 57,5 | 34; 40 | 47—70,5 | 19—52 | 32—42 |
Рабочая скорость, км/ч | До 8 | До 12 | До 10 | До 7,4 | До 18 | До 5,66 | До 8 | До 10 |
При уборке полеглых хлебов на нее устанавливают 26 стеблеподъемников таких же, как и на обычную шнековую жатку. После установки стеблеподъемников на жатку, граблины мотовила отгибают в местах касания граблин о перо стеблеподъемника.
Жатка состоит из следующих основных сборочных единиц и механизмов: наклонного корпуса, платформы, режущего аппарата, мотовила, ременно-планчатого транспортера, механизмов привода рабочих органов, гидросистемы, копирующих башмаков, опор, жатки, щитков ограждения приводов.
При навеске жатки на комбайн наклонный корпус шарнирно закрепляют в двух обоймах, расположенных на передних стойках молотилки, и опирают его на два гидроцилиндра подъема жатки, установленных на кожухе моста ведущих колес комбайна.
На платформе жатки смонтированы ременно-планчатый транспортер, мотовило, режущий аппарат. Выбросное окно расположено с левой стороны.
Режущий аппарат облегченного косилочного типа нормального резания, с противорежущими пластинами и прижимами.
Мотовило жатки эксцентриковое или планчатое с предохранительной муфтой. Частоту вращения мотовила изменяют клинноременым вариатором, управляемым гидравлически с рабочего места комбайнера.
Ременно-планчатый транспортер состоит из прорезиненных ремней шириной 125 мм с наклепанными на них деревянными планками. В зависимости от высоты хлебостоя и урожайности на жатку устанавливают четыре или пять транспортерных лент.
Механизм привода рабочих органов жатки включает телескопический карданный вал, трансмиссионный вал и редуктор. Копирующие башмаки предназначены для копирования рельефа поля на установленной высоте среза.
Жатку подготавливают к работе в следующей последовательности: опоры жатки ставят в рабочее положение устанавливают
на деревянных подшипниках балку мотовила на кронштейны верхнего пояса ветрового щита, предварительно подложив под крайние подшипники
габаритные светоотражатели; заводят штоки гидроцилиндров подъема мотовила между секторами поддержек мотовила и фиксируют их пальцами на
центральных отверстиях секторов поддержки.
Если граблины или планки мотовила задевают за режущий аппарат, то штоки гидроцилиндров закрепляют на крайних отверстиях секторов.
На шкивы вариатора мотовила надевают приводной клиновой ремень. Если шкивы находятся не в одной плоскости, то между кронштейном нижнего шкива
и плитой боковины жатки прокладывают специальные регулировочные шайбы.
Соединение наклонного корпуса с платформой жатки. Наклонный корпус соединяют с платформой жатки следующим образом. Устанавливают на него пальцы 3
(рис. 118) с роликами 4 снимают с центрального кронштейна сферическое кольцо, болт и корончатую гайку, переводят блоки уравновешивающих
пружин с обеих сторон наклонного корпуса из положения, установленного при отгрузке жатки, в рабочее, для чего расшплинтовывают и снимают рычаг
2 с трубы 1, устанавливают его в положение, указанное на рисунке, и зашплинтовывают. Подводят наклонный корпус к жатке так, чтобы обойма
центрального шарнира со сферическим кольцом вошла в кронштейн на задней балке жатки, и соединяют их болтом, затянув до отказа гайку, которую
затем зашплинтовывают. Обойму и сферическое кольцо шарнира перед сборкой обильно смазывают универсальной смазкой. Вводят шарнирные подвески 5
блоков пружин уравновешивания в ушки 6 на главной балке 8, соединяют их пальцами 7, которые зашплинтовывают.
Рис. 118. Соединение наклонного корпуса с платформой жатки:
1 — квадратная труба; 2 — рычаг; 3 и 7 — пальцы; 4 — ролик; 5 — шарнирная подвеска; 6 — ушко; 8 — главная балка жатки.
На правый конец верхнего вала наклонного корпуса надевают шкив с наружным диаметром 432 мм на расстоянии 143 мм от боковины корпуса до оси ручья, а на левые концы этого же вала и нижнего вала — двухручьевые шкивы с наружным диаметром 247 мм на расстоянии 128 мм от левой боковины корпуса до оси ближайшего ручья шкива. На двухручьевые шкивы надевают ремни и натягивают их натяжным шкивом.
На правый конец нижнего вала на шпонке устанавливают вилку карданного вала, который соединяет нижний вал с валом конического редуктора. На вилках затягивают стопорные винты и контрят их контргайками.
Карданную передачу устанавливают так, чтобы вилка квадратного вала и вилка квадратной трубы находились в одной плоскости. Перед соединением квадратного вала с трубой поверхность его обильно смазывают универсальной смазкой.
Закрепляют предохранительный щиток на болтах, крепящих правый корпус подшипника нижнего вала, и затем на штыри защитных цилиндров надевают кожух, ограждающий карданный вал.
На жатку устанавливают ветровые съемные щиты и щиток вариатора мотовила.
Установка ременно-планчатого транспортера. Ременно-планчатый транспортер монтируют на жатке в такой последовательности: устанавливают жатку на комбайне или на двух ее опорах и подставке так, чтобы между низом платформы жатки и площадкой было не менее 300 мм; со стороны выбросного окна в зону между верхним и нижним настилами заводят конец первой (передней) транспортерной ленты с большим числом парных отверстий и протягивают его в сторону ведущего валика до выхода за нижний настил, продевают ленты снизу между ведущим валиком и правой боковиной жатки; после огибания ведущего валика ленту тянут по ручью верхнего настила настолько, чтобы конец ленты на 300— 400 мм не дошел до выбросного окна. Перед монтажом ленту повертывают планками вниз.
После установки ленту натягивают и соединяют по следующему алгоритму: к соответствующим концам ленты присоединяют захваты 1 и 4 (рис. 119),
продевают ремень 3 через захват 1 и после необходимого натяжения ленты ремень 3 закрепляют фиксатором 2; через совпадающие парные отверстия
соединяют концы ленты двумя болтами М6х20 с полукруглой головкой, подложив под головки болтов 2 (рис. 120) металлическую планку с
квадратными отверстиями, а под гайку — планку с круглыми отверстиями. Свободный верхний конец ленты 1 отрезают до размера 20 мм от оси соединяющих ленту болтов.
Рис. 119. Натяжение прорезиненных лент ременно-планчатых транспортеров валковых жаток:
1 и 4 — захваты; 2 — фиксатор; 3 — ремень.

рис. 120. Соединение прорезиненных лент ременно-планчатых транспортеров валковых жаток:
1 — конец ленты с большим числом парных отверстий; 2 - соединительный болт М6х20.
Следует иметь в виду, что ленты перед монтажом их на жатке нужно хорошо просушить.
Сборка и установка эксцентрикового или планчатого мотовил такие же, как и на шнековых жатках. Далее навеска жатки ЖВН-6 на комбайны. Устройство и ремонт.