Сборка жатвенной части комбайнов Нива, Колос, Сибиряк
Во время разгрузки жатки в хозяйстве устанавливают копирующие башмаки на
высоту среза 100 мм (см. рис. 23 установка высоты среза для комбайнов), а опоры жатки, расположенные с
тыльной стороны корпуса — в рабочее положение и плавно опускают жатку на
ровную площадку.
Сборка мотовила. (Мотовило - рабочий орган уборочных машин для подвода порции стеблей к режущему аппарату, поддержания их во время среза и
отвода срезанных стеблей к следующему рабочему органу. Как работает мотовило? Мотовило наклоняет стебли и после их среза, режущим аппаратом,
подает к шнеку. Шнек суживает поток массы и своим пальчиковым аппаратом передает в наклонную камеру.
Плавающий транспортер подхватывает стебли, протаскивает по днищу наклонной камеры и подает в приемную камеру МСУ.
Простое мотовило не имеет механизма поворота граблин (граблины - приспособления в виде гребней, устанавливаемые мотовиле зернового
комбайна или жатки для подвода полеглых стеблей к ножу), граблины жестко закреплены на лучах. Недостатки:
1. При входе в хлебостой практически всей плоскостью ударяет по колосьям, выбивая из них зерно
2. При выходе из срезанного хлебостоя захватывает срезанные растения, наматывает их на себя.
Преимущества:
Наиболее простое по устройству
Копирующее мотовило имеет беговую дорожку специального профиля, ролики граблин бегая по дорожке, копируют ее профиль заставляя поворачиваться граблины. Недостатки:
Нет возможности изменить высоту мотовила, так как беговая дорожка закреплена на боковине жатки.
Преимущества:
1. Граблины вертикально входят в хлебостой, не задевая колосьев.
2. При выходе из срезанной массы также не захватывают массу.
Эксцентриковое мотовило наиболее широко применяется на комбайновых жатках. Имеет эксцентриковый механизм, поворачивающий граблины
по мере поворота мотовила, в результате граблины параллельны неподвижному эксцентрику. Изменяя наклон эксцентрика, меняют угол наклона граблин. Недостатки:
Наиболее сложное по устройству.
Преимущества:
1. Граблины вертикально входят в хлебостой, не задевая колосьев.
2. Вертикально выходят из срезанной массы также не захватывают массу.)
Мотовило собирают на подставках высотой не менее 800 мм.
Устанавливают центральную трубу 10 (рис. 14) отверстиями на кронштейнах
4 и 29 вверх.

Рис. 14. Сборка мотовила, детали и запчасти:
1 — палец; 2 — шайба; 3 — полуподшипник: 4, 15, 29, 34 и 38 —
кронштейны; 5 и 24 — ползуны; 6 — щиток; 7 — защитный диск; 8, 18, 36,
40 и 41 — крестовины; 9 — защитная пластина; 10 — центральная труба; 11,
14, 17, 31, 35, 37 и 39 — лучи с отверстием; 12— шпренгель; 13 —
лопасть; 16 — граблина; 19 — распорная планка; 20 — тяга; 21 —
подшипник; 22 — звездочка с предохранительной муфтой; 23 — болт; 25 —
планка; 26 — поводок; 27 — ось; 28 — обойма эксцентрика; 30 — луч; 32 —
кривошип; 33 — скоба.
На трех средних крестовинах 18, 36, 40 в пазах,
направленных вверх, и на крестовинах 18, 36 в пазах, направленных вниз и
в стороны, устанавливают деревянные лучи 11, 14, 17, 31, 35, 37, 39 с
отверстием для шпренгеля (шпренгель - стержневая конструкция, дополнительная к основной несущей
конструкции (балке, раме, ферме моста и т. п.) и служащая для её усиления). На лучи 31, 35, 37 и 39 устанавливают левые 34
и правые 38 кронштейны.
Продевают шпренгели 12 через отверстия лучей 11, 14, 17 и кронштейнов 34 и 38.
На концы шпренгелей накручивают гайки, вводят концы в отверстия
кронштейнов 4 и 29 и, поставив на них еще по одной гайке, натягивают
шпренгели, добиваясь прямолинейности трубы 10 мотовила. Устанавливают в
гнезда остальных крестовин лучи и прикручивают их болтами. К крестовине
8 одновременно с лучами крепят защитный диск 7. Очистив от краски и
смазав маслом ЛК-15 места сопряжения лучей с трубами, устанавливают
трубы с граблинами и закрепляют полуподшипники 3 скобами 33.
Под гайки болтов подкладывают замочные шайбы и отгибают их. Лучи
крестовин 18, 36, 40 и 41 соединяют распорными планками 19 при помощи
болтов с полукруглой головкой. Лучи правой крестовины 8 соединяют
защитными пластинами 9 при помощи пальцев 1, удерживаемых шплинтами
крайних граблин. Между головками пальцев и пластинами устанавливают
шайбы 2. Шайбы устанавливают также с каждой стороны луча. Убедившись в
свободном вращении труб с граблинами, приступают к сборке
эксцентрикового механизма регулировки наклона лопастей (граблин)
мотовила. Снимают с планки 25 ось 27 с роликом. Вставляют планку в
эксцентриковую обойму 28 и ставят на место ось 27 с роликом.
Собранную обойму размещают на валу мотовила при помощи поводка 26 и
заводят пальцы кривошипов 32 труб граблин в подшипники лучей 30
эксцентриковой обоймы. С обеих сторон лучей устанавливают шайбы и
шплинтуют.
Надевают на левую цапфу трубы мотовила шайбу, деревянный подшипник 21 с
ползуном 24, еще шайбу и шплинтуют. Устанавливают на клиновой шпонке
приводную звездочку 22 с предохранительной муфтой.
Надевают на правую цапфу шайбу, подшипник 21 с ползуном 5 и щитком 6,
еще шайбу и шплинтуют.
Окончательно регулируют натяжение шпренгелей, добиваясь прямолинейности
центральной трубы 10;